Федеральный уровень является в данный момент основой формой финансирования переработки и утилизации мусора. Иными словам, все операции главным образом финансируются за счет государственного субсидирования.
Помимо этого, предусматриваются следующие способы финансирования проектов по работе с мусором:
- Принять участие в уставном капитале инвестора;
- Выпуск, приобретение и отчуждение облигаций;
- Предоставление гарантий и поручительств по кредитам, займам и прочим обязательствам для инвесторов;
- Концессионные соглашения, договора государственно-частного или муниципально-частного партнерства.
Правомочный инвестор при этом удовлетворяет целому ряду критериев:
- у инвестора не будет невыполненных обязательств по налогам, пошлинам, страховым взносам, штрафам, процентам и т.д;
- у инвестора не будет просроченных обязательств по выплате федерального субсидирования, по возврату бюджетных инвестиций или прочих просрочек и задолженностей перед государственным бюджетом;
- инвестор в настоящее время не реорганизуется, в отношении к нему не запущены процедуры банкротства и тем более – ликвидации компании.
Финансирование является эффективным, если соотношение между привлеченными частными инвестициями (включая средства инвесторов и заемные средства) и субсидией составляет не менее 2,46 руб. (0,03 евро) к 1 руб. (0,01 евро) соответственно.
Однако, как отмечается в отчете Счетной палаты Российской Федерации, инвесторы мало пользуются спросом на указанные формы проектного финансирования со стороны отечественного экологического оператора.
В настоящее время нет информации о каких-либо инвестициях Российского экологического оператора в проекты обращения с ТБО. Объявленные в середине июля 2021 года планы инвестировать 2,5 млрд рублей (27,7 млн евро) в три проекта по сортировке мусора в Московской области так и не были реализованы.